Спрос и предложение как основа биржевой торговлиСкорее всего каждый из трейдеров видел, как тренд, коснувшись одного из уровней (то ли уровень поддержки, то ли уровень сопротивления) касался его и в большинстве случаев отскакивал, так его и не преодолев. Как правило, трейдер наблюдал работу области спроса и предложения.
Что мы знаем об уровнях спроса и предложения?
Если перевести с биржевого сленга на человеческий язык основную суть работы с уровнями спроса и предложения, то она звучит как «покупай ниже, продавай выше». Для лучшего понимания сути процесса, представим его на примере продажи одного из товаров на рынке.
Представим, что рядовой трейдер вместо валютной пары либо же акции торгует на рынке овощами, решив подзаработать обычным продавцом. Цена картофеля, предлагаемого на продажу, составляет 10 рублей за килограмм. Примерно одинаковая цена и у остальных продавцов, стоящих за одним прилавком. Торговля идет очень активно и всю продукцию раскупают. У каждого из продавцов ничего не остается. В определенный момент один из продавцов решает пополнить запасы продаваемого картофеля и ему одному привозят новую партию картофеля на продажу. Продавец решает повысить цену на картофель до 15 рублей за килограмм. Остальные продавцы, смотря на своего коллегу, начинаю подымать цену на картофель до все тех же 15 рублей за килограмм. Новопришедшие покупатели продолжают покупать товар, но не так активно как хотелось бы. Товар снова распродаёт каждый из продавцов.

На следующий день, продавцы, предположив о состоятельности клиентов, приходящих на рынок, принимают решение поднять цену до 20 рублей за килограмм. Если вчера весь картофель был раскуплен по 15 рублей, то от чего же люди не смогут купить по 20 рублей за килограмм? Все остальные продавцы, копируя одного из своих коллег, подымают цену на тот же уровень. Как результат, активность покупателей снижается и объем реализованного картофеля за день уменьшается на половину. Однако, даже в такой ситуации, продавцы продолжают неплохо зарабатывать.
Через день жадность продавцов берет верх и все они решают поднять цену на новый уровень – 25 рублей за килограмм. Продажа картофеля, еще день назад приносящего прибыль, приостанавливается в связи с отсутствием желающих его приобрести. Возмущению покупателей нет конца и они, отказавшись покупать картофель, бойкотируют покупку последнего на неопределенное время. Среди продавцов начинается паника и они постепенно снижают цену на предлагаемый товар. Сначала до 20 рублей за килограмм, а немного позже до 15 рублей. Однако бойкот продолжается и товар все равно никто не покупает. Понимая всю сложность ситуации, продавцы выставляют на картофель цену, по которой он торговался несколькими днями ранее. Возмущения понемногу затухают. Все снова довольны. Цена приемлема для рядового покупателя. Товар полностью распродается, как и раньше за один день.
На приведенном выше примере, цена в 10 рублей за килограмм картофеля – это уровень спроса, на котором происходят активные продажи. Цена в 25 рублей за килограмм – это уровень предложения, на котором много продавцов желают продать товар, но не могут. Поскольку покупателей там нет, то цена быстро снижается до привычных 10 рублей за килограмм.
Смотря на разброс цен, можно говорить о присутствии дисбаланса ввиду несоответствия цены на спрос и цены на предложение. Эту ситуацию можно наблюдать на двух уровнях цены – на уровне в 10 рублей, когда весь картофель раскупили и предложить более нечего, хотя до окончания торгов на рынке еще далеко, и на уровне в 25 рублей, когда есть огромное предложение, но покупатели увы отсутствуют.
Подбивая все выше сказанное, можно добавить, что во время падения цены у нас наблюдается больше предложения, чем спроса и, наоборот, когда цена растет спрос до определенного момента превышает предложение.